Заголовок:
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЦТ — биология
Вариант № 2090
1.  
i

Ука­жи­те ге­но­тип ор­га­низ­ма, об­ра­зу­ю­ще­го два типа гамет  — аВ, аb:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
2.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те ор­га­низ­мы и ука­жи­те че­ты­ре рас­те­ния, ко­то­рые от­но­сят­ся к од­но­му и тому же от­де­лу:

 

1)  лук

2)  мукор

3)  кле­вер

4)  по­лынь

5)  кла­до­ния

6)  зем­ля­ни­ка

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 13... .

3.  
i

При­ме­ром фаб­ри­че­ских свя­зей по­пу­ля­ций в био­це­но­зе яв­ля­ет­ся:

1) пе­ре­нос кле­щей со­ба­ка­ми
2) по­еда­ние коры и дре­ве­си­ны сосны уса­ча­ми
3) ис­поль­зо­ва­ние си­ни­цей шер­сти собак для стро­и­тель­ства гнез­да
4) вы­тес­не­ние елью под своей кро­ной све­то­лю­би­вых видов рас­те­ний
4.  
i

Опре­де­ли­те, какие утвер­жде­ния от­но­сят­ся к по­ло­во­му раз­мно­же­нию (I), а какие  — к бес­по­ло­му (II):

 

а  — спо­соб­ству­ет быст­ро­му уве­ли­че­нию чис­лен­но­сти осо­бей в по­пу­ля­ции без по­вы­ше­ния их ге­не­ти­че­ско­го раз­но­об­ра­зия

б  — новый ор­га­низм может раз­ви­вать­ся из не­опло­до­тво­рен­ной яй­це­клет­ки

в  — уси­ли­ва­ет дей­ствие дви­жу­ще­го от­бо­ра

г  — ма­те­рин­ский ор­га­низм об­ра­зу­ет спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные клет­ки  — споры

1) I — в; II — а, б, г
2) I — а, в; II — б, г
3) I — a, г; II — б, в
4) I — б, в; II — а, г
5.  
i

При скре­щи­ва­нии ди­ги­брид­ной пест­рой хох­ла­той ку­ри­цы с таким же пе­ту­хом было по­лу­че­но 32 по­том­ка, среди ко­то­рых 2 чер­ных цып­лен­ка без хохла, 2  — белых без хохла, 6  — белых хох­ла­тых. Сколь­ко пест­рых хох­ла­тых цып­лят было в потом­стве, если рас­щеп­ле­ние со­от­вет­ство­ва­ло тео­ре­ти­че­ски ожи­да­е­мо­му?

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 8.

6.  
i

На­зо­ви­те эле­мент, обо­зна­чен­ный на схеме стро­е­ния цвет­ка циф­рой 1:

1) за­вязь
2) пыль­ник
3) рыль­це пе­сти­ка
4) ты­чи­ноч­ная нить
7.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

ДО­КА­ЗА­ТЕЛЬ­СТВО ЭВО­ЛЮ­ЦИИ

1 — ана­ло­гич­ные ор­га­ны

2 — го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны

ПРИ­МЕР

а — усики го­ро­ха и усы зем­ля­ни­ки

б — жало пчелы и яй­це­клад са­ран­чи

в — зуб­ная эмаль ли­си­цы и чешуя акулы

г — ко­неч­но­сти крота и ко­неч­но­сти мед­вед­ки

д — че­шуе­вид­ные ли­стья хвоща и ко­люч­ки бар­ба­ри­са

1) 1абг; 2вд
2) 1авд; 2бг
3) 1аг; 2бвд
4) 1вгд; 2аб
8.  
i

Опре­де­ли­те ткани цвет­ко­вых рас­те­ний по опи­са­нию:

ОПИ­СА­НИЕ

A)  вклю­ча­ет мерт­вые клет­ки со­проб­ко­вев­ши­ми обо­лоч­ка­ми; не­про­ни­ца­е­ма для воды и газов; вы­пол­ня­ет за­щит­ную функ­цию

Б)  со­сто­ит из круп­ных тон­ко­стен­ных кле­ток; со­став­ля­ет ос­нов­ную часть серд­це­ви­ны дре­вес­но­го стеб­ля; в ней от­кла­ды­ва­ют­ся пи­та­тель­ные ве­ществa

В)  яв­ля­ет­ся слож­ной тка­нью, со­сто­я­щей из не­сколь­ких типов кле­ток; ос­нов­ной ее функ­ци­о­наль­ный эле­мент со­сто­ит из мерт­вых кле­ток; обес­пе­чи­ва­ет транс­порт воды и рас­тво­рен­ных в ней ве­ществ

ТКАНЬ

1)  фло­э­ма

2)  кси­ле­ма

3)  пе­ри­дер­ма

4)  кол­лен­хи­ма

5)  за­па­са­ю­щая па­рен­хи­ма

6)  вер­ху­шеч­ная ме­ри­сте­ма

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: A6Б3B1.

9.  
i

Уста­но­ви­те вклад в раз­ви­тие био­ло­гии сле­ду­ю­щих уче­ных:

Уче­ный

А)  Ф. Крик

Б)  Т. Мор­ган
В) К. А. Ти­ми­ря­зев

Вклад в раз­ви­тие био­ло­гии

1)  ввел тер­мин «био­сфе­ра»
2) участ­во­вал в изу­че­нии про­цес­са фо­то­син­те­за

3)  раз­ра­бо­тал хро­мо­сом­ную тео­рию на­след­ствен­но­сти
4) яв­ля­ет­ся одним из ав­то­ров трех­мер­ной мо­де­ли ДНК

10.  
i

Ука­жи­те зве­нья, от­сут­ству­ю­щие в ре­флек­тор­ной дуге ре­флек­са Аш­не­ра (уре­же­ние ритма серд­ца при на­дав­ли­ва­нии на глаз­ное яб­ло­ко):

 

1блуж­да­ю­щий нерв
2ме­ха­но­ре­цеп­то­ры глаза
3зри­тель­ная зона коры боль­ших по­лу­ша­рии
4про­дол­го­ва­тый мозг

5серд­це
6 аф­фе­рент­ный ней­рон
7па­лоч­ки и кол­боч­ки
8сим­па­ти­че­ский нерв

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 14... .

11.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те са­за­на ев­ро­пей­ско­го, рас­по­ло­жив в по­ряд­ке иерар­хич­но­сти (на­чи­ная с наи­мень­ше­го ранга) семь под­хо­дя­щих эле­мен­тов из пред­ло­жен­ных:

 

1)  род Сазан

2)  тип Хор­до­вые

3)  цар­ство Жи­вот­ные

4)  отдел Гид­ро­бион­ты

5)  се­мей­ство Кар­по­вые

6)  класс Кост­ные рыбы

7)  отряд Кар­по­об­раз­ные

8)  вид Сазан ев­ро­пей­ский

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 4132587.

12.  
i

Вы­бе­ри­те два при­ме­ра мо­ди­фи­ка­ци­он­ной из­мен­чи­во­сти:

 

1)  умень­ше­ние на­до­ев мо­ло­ка при из­ме­не­нии ка­че­ства корма

2)  рож­де­ние ре­бен­ка с син­дро­мом Дауна у здо­ро­вых ро­ди­те­лей

3)  уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства эрит­ро­ци­тов в крови че­ло­ве­ка при пе­ре­се­ле­нии в горы

4)  рож­де­ние резус-от­ри­ца­тель­но­го ре­бен­ка у резус-по­ло­жи­тель­ных ге­те­ро­зи­гот

5)  по­яв­ле­ние мух с за­ча­точ­ны­ми кры­лья­ми в по­пу­ля­ции длин­но­кры­лых го­мо­зи­гот­ных дро­зо­фил

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 15.

13.  
i

Опре­де­ли­те сек­рет пи­ще­ва­ри­тель­ных желез че­ло­ве­ка:

пред­став­ля­ет собой мут­ную вяз­кую жид­кость; со­дер­жит ши­ро­кий спектр фер­мен­тов, ак­тив­ных в ще­лоч­ной среде, под дей­стви­ем ко­то­рых рас­щеп­ля­ют­ся по­ли­мер­ные мо­ле­ку­лы пищи.

1) желчь
2) слюна
3) ки­шеч­ный сок
4) же­лу­доч­ный сок
14.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­же­на схема жиз­нен­но­го цикла зе­ле­ной во­до­рос­ли.

 

Зна­ком «?» обо­зна­че­но:

1) опло­до­тво­ре­ние
2) об­ра­зо­ва­ние пыль­цы
3) раз­ви­тие спо­ран­ги­ев
4) фор­ми­ро­ва­ние плода
15.  
i

Фраг­мент мо­ле­ку­лы ДНК со­дер­жит 560 ци­ти­ди­ло­вых нук­лео­ти­дов, что со­став­ля­ет 28% от об­ще­го ко­ли­че­ства нук­лео­ти­дов в этом фраг­мен­те. Опре­де­ли­те ко­ли­че­ство ти­ми­ди­но­вых нук­лео­ти­дов, со­дер­жа­щих­ся в дан­ном фраг­мен­те ДНК.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

16.  
i

Почва  — это со­став­ная часть:

1) но­осфе­ры
2) ли­то­сфе­ры
3) ат­мо­сфе­ры
4) гид­ро­сфе­ры
17.  
i

Срав­ни­те по­зво­ноч­ных жи­вот­ных по сте­пе­ни раз­ви­тия осе­во­го ске­ле­та и че­ре­па и рас­по­ло­жи­те их в по­ряд­ке услож­не­ния стро­е­ния ука­зан­ных эле­мен­тов:

 

а)  ушан;

б)  сазан;

в)  че­ре­па­ха;

г)  квак­ша

1) б → г → в → а
2) г → в → а → б
3) в → г → б → а
4) г → в → б → а
18.  
i

Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, верно ха­рак­те­ри­зу­ю­щие по­пу­ля­цию:

 

а  — для по­пу­ля­ции можно рас­счи­тать аб­со­лют­ную и удель­ную рож­да­е­мость;

б  — если в по­пу­ля­ции пре­об­ла­да­ют пред­ре­про­дук­тив­ные особи, она яв­ля­ет­ся ста­ре­ю­щей;

в  — фак­то­ром, опре­де­ля­ю­щим про­стран­ствен­ное рас­пре­де­ле­ние осо­бей в по­пу­ля­ции, яв­ля­ет­ся пер­вич­ное со­от­но­ше­ние полов.

1) а, б
2) а, в
3) б, в
4) толь­ко а
19.  
i

Круп­ный зон­тик (1,5-2 м) по­ляр­ной ме­ду­зы со­глас­но эво­лю­ци­он­ной тео­рии Ч. Дар­ви­на раз­вил­ся в ре­зуль­та­те:

1) опре­де­лен­ной из­мен­чи­во­сти
2) мо­ди­фи­ка­ци­он­ной из­мен­чи­во­сти
3) есте­ствен­но­го от­бо­ра
4) пря­мой борь­бы между осо­бя­ми
20.  
i

В пред­ло­же­ния, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие осо­бен­но­сти на­след­ствен­но­сти и из­мен­чи­во­сти че­ло­ве­ка, вме­сто точек вставь­те под­хо­дя­щие по смыс­лу слова:

 

а  — ка­ри­о­тип маль­чи­ка с син­дро­мом Дауна  — ...

б  — на вы­яв­ле­нии из­ме­не­ний в опре­де­лен­ных участ­ках ДНК ос­но­ван ... метод.

1) а — 44 + X0; б — ге­не­а­ло­ги­че­ский
2) а — 44 + XXY; б — дер­ма­то­гли­фи­че­ский
3) а — 45 + XY; б — мо­ле­ку­ляр­но-ге­не­ти­че­ский
4) а — 45 + Y0; б — по­пу­ля­ци­он­но-ста­ти­сти­че­ский
21.  
i

В ка­ри­о­ти­пе ди­пло­ид­но­го вида ни­вя­ни­ка 18 хро­мо­сом. Со­ставь­те по­лип­ло­ид­ный ряд пред­ста­ви­те­лей рода Ни­вя­ник, ис­поль­зуя пе­ре­чис­лен­ные на­бо­ры хро­мо­сом:

 

а  — 19; б  — 17; в  — 27; г  — 54; д  — 9; е  — 38; ж  — 16; з  — 36.

1) ж, б, а
2) в, з, г
3) д, ж, в, е, г
4) д, ж, б, а, в, з, е, г
22.  
i

Вы­со­кий уро­вень шума в мик­ро­рай­о­не го­ро­да, рас­по­ло­жен­ном вб­ли­зи аэро­пор­та, яв­ля­ет­ся при­ме­ром:

1) ра­ци­о­наль­но­го при­ро­до­поль­зо­ва­ния
2) кон­цен­тра­ци­он­ной функ­ции био­сфе­ры
3) ан­тро­по­ген­но­го воз­дей­ствия ло­каль­но­го мас­шта­ба
4) ан­тро­по­ген­но­го воз­дей­ствия гло­баль­но­го мас­шта­ба
23.  
i

Ука­жи­те утвер­жде­ние, вер­ное для ды­ха­тель­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка:

1) кадык об­ра­зо­ван над­гор­тан­ни­ком
2) ниж­ний отдел гор­та­ни пе­ре­хо­дит в тра­хею
3) ды­ха­тель­ный центр рас­по­ло­жен в сред­нем мозге
4) дав­ле­ние в плев­раль­ной по­ло­сти выше ат­мо­сфер­но­го
24.  
i

Под­бе­ри­те не­до­ста­ю­щее по­ня­тие, учи­ты­вая, что между ука­зан­ны­ми па­ра­ми су­ще­ству­ет оди­на­ко­вая ло­ги­че­ская связь:

диф­фу­зия  — по­ступ­ле­ние уг­ле­кис­ло­го газа = эн­до­ци­тоз  — ?

1) ак­тив­ный транс­порт
2) вы­де­ле­ние мо­ле­ку­ляр­но­го кис­ло­ро­да
3) сек­ре­ция слизи клет­ка­ми же­ле­зи­сто­го эпи­те­лия
4) по­ступ­ле­ние оли­го­пеп­ти­дов из пер­вич­ной мочи в клет­ки по­чеч­ных ка­наль­цев
25.  
i

Три­плет РНК ЦАА ко­ди­ру­ет у всех живых ор­га­низ­мов ами­но­кис­ло­ту гли­цин. Это свой­ство ге­не­ти­че­ско­го кода на­зы­ва­ет­ся:

1) не­пре­рыв­ность
2) вы­рож­ден­ность
3) уни­вер­саль­ность
4) не­пе­ре­кры­ва­е­мость
26.  
i

Общим при­зна­ком для ви­ру­са, вы­зы­ва­ю­ще­го по­лио­ми­е­лит, и бак­те­рии, вы­зы­ва­ю­щей столб­няк, яв­ля­ет­ся:

1) на­ли­чие ме­зо­сом
2) от­сут­ствие ми­то­хон­дрий
3) от­сут­ствие нук­ле­и­но­вой кис­ло­ты
4) бес­по­лое раз­мно­же­ние путем де­ле­ния клет­ки на­двое
27.  
i

В све­же­вы­ры­тый пруд было за­пу­ще­но 22 кг маль­ка бе­ло­го амура и 12 кг маль­ка щуки. Какое ми­ни­маль­ное ко­ли­че­ство ком­би­кор­ма (кг), ко­то­рый по­треб­лял толь­ко малёк бе­ло­го амура, ис­поль­зо­вал хо­зя­ин пруда, если в конце се­зо­на он вы­ло­вил 172 кг бе­ло­го амура и 24 кг щуки? В 100 г ком­би­кор­ма за­па­се­но 300 ккал энер­гии, а в 100 г био­мас­сы кон­су­мен­тов  — 100 ккал. Пе­ре­ход энер­гии с од­но­го тро­фи­че­ско­го уров­ня на дру­гой про­те­ка­ет в со­от­вет­ствии с пра­ви­лом 10%.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

28.  
i

Из че­ты­рех пред­ло­жен­ных хи­ми­че­ских эле­мен­тов три можно объ­еди­нить в одну груп­пу (по их про­цент­но­му со­дер­жа­нию в живых ор­га­низ­мах). Ука­жи­те эле­мент, ко­то­рый не вхо­дит в эту груп­пу:

1) медь
2) маг­ний
3) уг­ле­род
4) во­до­род
29.  
i

У че­ло­ве­ка кровь из ле­во­го же­лу­доч­ка по­сту­па­ет в:

1) левое пред­сер­дие
2) пра­вый же­лу­до­чек
3) малый круг кро­во­об­ра­ще­ния
4) боль­шой круг кро­во­об­ра­ще­ния
30.  
i

Сы­ро­еж­ка и му­хо­мор имеют:

1) раз­ные типы пи­та­ния и раз­ные спо­со­бы
2) раз­ные типы пи­та­ния, но сход­ный спо­соб
3) оди­на­ко­вый тип пи­та­ния и сход­ный спо­соб
4) оди­на­ко­вый тип пи­та­ния, но раз­ные спо­со­бы
31.  
i

Вы­де­ли­тель­ная си­сте­ма зем­но­вод­ных пред­став­ле­на:

1) та­зо­вы­ми поч­ка­ми
2) зе­ле­ны­ми же­ле­за­ми
3) ту­ло­вищ­ны­ми поч­ка­ми
4) ма­лы­пи­ги­е­вы­ми со­су­да­ми
32.  
i

Для ле­че­ния вос­па­ле­ния же­луд­ка ле­кар­ствен­ный пре­па­рат ввели внут­ри­вен­но в левую руку. Про­сле­ди­те путь пе­ре­ме­ще­ния ле­кар­ства в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка до ор­га­на-ми­ше­ни, вы­брав семь под­хо­дя­щих эле­мен­тов из пред­ло­жен­ных:

 

1)  ле­гоч­ная вена

2)  ле­гоч­ная ар­те­рия

3)  ка­пил­ля­ры лег­ких

4)  ниж­няя полая вена

5)  верх­няя полая вена

6)  же­лу­доч­ная ар­те­рия

7)  левая по­ло­ви­на серд­ца

8)  пра­вая по­ло­ви­на серд­ца

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 413... .

33.  
i

Ука­жи­те пра­виль­но со­став­лен­ную пару, опре­де­ля­ю­щую ста­дию ми­то­за и её опи­са­ние:

1) ме­та­фа­за — про­ис­хо­дит раз­де­ле­ние ци­то­плаз­мы с об­ра­зо­ва­ни­ем двух кле­ток с ана­ло­гич­ным ро­ди­тель­ско­му на­бо­ром хро­мо­сом
2) ана­фа­за — сест­рин­ские хро­ма­ти­ды с по­мо­щью мик­ро­тру­бо­чек ве­ре­те­на де­ле­ния рас­хо­дят­ся к про­ти­во­по­лож­ным по­лю­сам клет­ки
3) про­фа­за — хро­ма­ти­ды рас­хо­дят­ся к по­лю­сам клет­ки, к каж­до­му по­лю­су от­хо­дит умень­шен­ный вдвое по срав­не­нию с ро­ди­тель­ской клет­кой набор хро­мо­сом
4) те­ло­фа­за — за­вер­ша­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние ве­ре­те­на де­ле­ния; хро­мо­со­мы, объ­еди­нен­ные в би­ва­лен­ты, рас­по­ло­же­ны в эк­ва­то­ри­аль­ной плос­ко­сти клет­ки
34.  
i

Ука­жи­те, из каких эле­мен­тов ней­ру­лы, обо­зна­чен­ных на ри­сун­ке циф­ра­ми 1—5, раз­ви­ва­ют­ся сле­ду­ю­щие струк­ту­ры хор­до­вых жи­вот­ных:

 

А)  хорда

Б)  ногти

B)  ске­лет­ные мышцы

Г)  щи­то­вид­ная же­ле­за

 

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .

35.  
i

Вставь­те про­пу­щен­ное звено в схему, от­ра­жа­ю­щу­ю­о­со­бен­но­сти стро­е­ние ор­га­на слуха че­ло­ве­ка:

1) кор­ти­ев орган
2) слу­хо­вой нерв
3) ба­ра­бан­ная по­лость
4) ви­соч­ные доли боль­ших по­лу­ша­рий
36.  
i

Для мле­ко­пи­та­ю­щих ха­рак­тер­ны при­зна­ки:

 

а  — кожа прак­ти­че­ски ли­ше­на желез

б  — орган слуха пред­став­лен внут­рен­ним ухом и одной слу­хо­вой ко­сточ­кой

в  — вскарм­ли­ва­ние де­те­ны­шей мо­ло­ком

г  — в шей­ном от­де­ле по­зво­ноч­ни­ка семь по­звон­ков

д  — по­лость тела раз­де­ле­на диа­фраг­мой

1) а, б, в
2) толь­ко в
3) б, г, д
4) в, г, д
37.  
i

Вы­бе­ри­те три при­зна­ка, ха­рак­тер­ные для ткани ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка, обо­зна­чен­ной на ри­сун­ке бук­вой В:

 

1)  со­кра­ща­ет­ся про­из­воль­но;

2)  со­дер­жит во­лок­на эла­сти­на;

3)  вы­пол­ня­ет опор­ную функ­цию;

4)  об­ра­зу­ет ком­пакт­ное кост­ное ве­ще­ство;

5)  обес­пе­чи­ва­ет ре­гу­ля­цию функ­ций в ор­га­низ­ме;

6)  вхо­дит в со­став сте­нок круп­ных кро­ве­нос­ных со­су­дов;

7)  в меж­кле­точ­ном ве­ще­стве рас­по­ла­га­ют­ся кри­стал­лы солей каль­ция

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер 135.

38.  
i

На гра­фи­ках по­ка­за­на за­ви­си­мость ин­тен­сив­но­сти ме­та­бо­лиз­ма у пест­ря­ка (рыба се­мей­ства Но­то­те­ни­е­вые) и ци­при­но­до­на (рыба се­мей­ства Кар­по­зу­бые) от тем­пе­ра­ту­ры.

 

Про­ана­ли­зи­руй­те гра­фи­ки и ука­жи­те вер­ный вывод:

1) пест­ряк яв­ля­ет­ся эв­ри­терм­ной рыбой, ци­при­но­дон по срав­не­нию с ним сте­но­тер­мен
2) оба ор­га­низ­ма яв­ля­ют­ся го­мой­о­терм­ны­ми, так как тем­пе­ра­ту­ра тела у них из­ме­ня­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от тем­пе­ра­ту­ры окру­жа­ю­щей среды
3) пест­ряк и ци­при­но­дон край­не сте­но­терм­ны и в рав­ной сте­пе­ни адап­ти­ро­ва­ны к низ­кой тем­пе­ра­ту­ре, дан­ные виды об­ла­да­ют вы­со­кой эко­ло­ги­че­ской пла­стич­но­стью
4) пест­ряк — сте­но­терм­ный ор­га­низм, более то­ле­рант­ный к низ­кой тем­пе­ра­ту­ре, ци­при­но­дон по срав­не­нию с ним эв­ри­терм­ный вид, то­ле­рант­ный к вы­со­кой тем­пе­ра­ту­ре
39.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

ЖИ­ВОТ­НОЕ

1 — гидра

2 — ост­ри­ца

3 — без­зу­б­ка

ХА­РАК­ТЕР­НЫЙ ПРИ­ЗНАК

а — жа­бер­ное ды­ха­ние

б — лу­че­вая сим­мет­рия тела

в — сквоз­ная ки­шеч­ная труб­ка

г — ство­ло­вая нерв­ная си­сте­ма

д — не­за­мкну­тая кро­ве­нос­ная си­сте­ма

е — на­ли­чие ра­ко­ви­ны, со­сто­я­щей из двух сим­мет­рич­ных ство­рок

1) 1аб; 2г; 3вде
2) 1б; 2вг; 3авде
3) 1в; 2бвгд; 3аве
4) 1где; 2бвд; 3абг
40.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

ЖИ­ВОТ­НОЕ

1 — не­ре­ис

2 — сли­зень

3 — пла­на­рия

ХА­РАК­ТЕР­НЫЙ ПРИ­ЗНАК

а — по­ло­вое раз­мно­же­ние

б — сле­по­за­мкну­тый ки­шеч­ник

в — за­мкну­тая кро­ве­нос­ная си­сте­ма

г — ор­га­ны вы­де­ле­ния — про­то­не­фри­дии

д — на­ли­чие брюш­ной нерв­ной це­поч­ки

е — орган ды­ха­ние — лег­кое, об­ра­зо­ван­ное ман­ти­ей

1) 1абг; 2де; Збв.
2) 1авгд; 2аве; Заб.
3) 1авд; 2ае; Забг.
4) 1вде; 2абг; Завд.
41.  
i

Со­от­не­си­те от­де­лы пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка с их ха­рак­тер­ны­ми при­зна­ка­ми:

ОТДЕЛ

1)  же­лу­док

2)  тон­кая кишка

ПРИ­ЗНАК

а)  pH среды боль­ше 7

б)  пи­ще­ва­ри­тель­ные же­ле­зы вы­ра­ба­ты­ва­ют слизь и пеп­син

в)  под дей­стви­ем ши­ро­ко­го спек­тра фер­мен­тов рас­щеп­ля­ют­ся по­ли­мер­ные мо­ле­ку­лы пищи

г)  от­кры­ва­ют­ся про­то­ки двух круп­ных желез, одна из ко­то­рых яв­ля­ет­ся же­ле­зой сме­шан­ной сек­ре­ции

д)  эпи­те­лий об­ра­зу­ет много вор­си­нок, ко­то­рые уве­ли­чи­ва­ют пло­щадь по­верх­но­сти для вса­сы­ва­ния пи­та­тель­ных ве­ществ

1)  1абв; 2гд;

2)  1бгд; 2ав;

3)  1б; 2авгд;

4)  1аг; 2бвд.

42.  
i

На схеме стро­е­ния ли­шай­ни­ка слой, об­ра­зо­ван­ный ав­то­троф­ным ком­по­нен­том, обо­зна­чен циф­рой:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
43.  
i

Для каж­до­го из струк­тур­ных эле­мен­тов рас­ти­тель­ной клет­ки, обо­зна­чен­ных на ри­сун­ке бук­ва­ми A—Г, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий при­знак:

1)  осу­ществ­ля­ет фо­то­син­тез

2)  син­те­зи­ру­ет пек­ти­но­вые ве­ще­ства

3)  на­руж­ная сто­ро­на мем­бра­ны несет ри­бо­со­мы

4)  со­дер­жит хро­ма­тин и одно или не­сколь­ко яд­ры­шек

5)  со­сто­ит из двой­но­го слоя ли­пи­дов и по­гру­жен­ных в него бел­ков

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер А2Б1В1... .

44.  
i

Орган муж­ской по­ло­вой си­сте­мы, в ко­то­ром об­ра­зу­ют­ся спер­ма­то­зо­и­ды,  — это:

1) яич­ник
2) се­мен­ник
3) пред­ста­тель­ная же­ле­за
4) се­мя­вы­но­ся­щий про­ток
45.  
i

У сосны обык­но­вен­ной:

1) нет эн­до­спер­ма
2) двой­ное опло­до­тво­ре­ние
3) иголь­ча­тые ли­стья рас­по­ло­же­ны по­пар­но на уко­ро­чен­ных по­бе­гах
4) муж­ские и жен­ские шишки обыч­но об­ра­зу­ют­ся на раз­ных рас­те­ни­ях
46.  
i

Вспом­ни­те, к ка­ко­му клас­су от­но­сит­ся ве­ре­те­ни­ца, и вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для пред­ста­ви­те­лей этого клас­са:

 

а  — два круга кро­во­об­ра­ще­ния

б  — ту­ло­вищ­ные почки

в  — на­ли­чие тра­хеи и брон­хов

г  — на­руж­ное опло­до­тво­ре­ние

д  — пря­мое раз­ви­тие

1) а, б, г
2) а, в, д
3) в, г, д
4) толь­ко а
47.  
i

Най­ди­те два по­ня­тия, ко­то­рые яв­ля­ют­ся об­щи­ми для про­цес­сов фо­то­син­те­за и кле­точ­но­го ды­ха­ния:

а)  кри­сты; б) све­то­вая фаза; в) ре­пли­ка­ция; г) АТФ-син­те­та­за; д) уг­ле­кис­лый газ.

1) а, г
2) а, д
3) б, в
4) г, д
48.  
i

У па­ци­ент­ки ро­диль­но­го от­де­ле­ния ди­а­гно­сти­ро­ва­на сла­бость ро­до­вой де­я­тель­но­сти матки. Ука­жи­те место син­те­за гор­мо­на и сам гор­мон, не­до­ста­точ­ная функ­ция ко­то­ро­го от­ме­че­на в дан­ной си­ту­а­ции:

МЕСТО СИН­ТЕ­ЗА ГОР­МО­НА

А)  ги­по­та­ла­мус

Б)  пе­ред­няя доля ги­по­фи­за

В)  кор­ко­вый слой над­по­чеч­ни­ков

ГОР­МОН

1)  ад­ре­на­лин

2)  про­лак­тин

3)  ок­си­то­цин

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния буквы и цифры. На­при­мер: B3.

49.  
i

Ука­жи­те три при­зна­ка при­спо­соб­ле­ния птиц к по­ле­ту.

 

1)  двой­ное ды­ха­ние;

2)  слабо раз­ви­тое обо­ня­ние,

3)  внут­рен­нее опло­до­тво­ре­ние;

4)  срас­та­ние груд­ных по­звон­ков;

5)  на­ли­чие в труб­ча­тых ко­стях воз­ду­хо­нос­ных по­ло­стей

 

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 135.

50.  
i

У реч­но­го окуня:

1) нет мышц
2) два круга кро­во­об­ра­ще­ния
3) чешуя при­рас­та­ет к по­зво­ноч­ни­ку
4) по­зво­ноч­ник по­движ­но со­чле­нен с че­ре­пом
51.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

РАС­ТЕ­НИЕ

1 — пихта белая

2 — щи­тов­ник муж­ской

ХА­РАК­ТЕР­НЫЙ ПРИ­ЗНАК

а — семя за­щи­ще­но око­ло­плод­ни­ком

б — жен­ские га­ме­ты об­ра­зу­ют­ся в ар­хе­го­ни­ях

в — для опло­до­тво­ре­ния не­об­хо­ди­мо на­ли­чие воды

г — за­не­се­но в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь

д — мо­ло­дые ли­стья скру­че­ны улит­ко­об­раз­но

1) 1аг; 2вд
2) 1ад; 2вг
3) 1бвгд; 2бд
4) 1бг; 2бвд